Описание
Бульдозер Б-12.6020-1Е
Бульдозер Б-12.6020-1Е
Код ОКПД: 29.52.21 Двигатель: ЯМЗ-236Б-4 (230 л.с.) Тележка: 7-катковая Гидромеханическая трасмиссия (ГМТ) Электрический стартер Жесткое прицепное устройство (ЖПУ) Полусферический отвал |
Бульдозер Б-12.6020-1Е предназначен для выполнения больших объемов землеройных работ в широком диапазоне температур окружающего воздуха (±50° С) и разработки различных грунтов, в том числе мерзлых и скальных, а также с повышенной влажностью.
Учитывая характер использования бульдозеров Б12, в его конструкции использованы как технические решения, апробированные на бульдозерах Б-10М, так и оригинальные разработки по важнейшим системам трактора. Реализация высоких тяговых усилий обеспечивается существенными изменениями в конструкции ходовой системы трактора. Колея трактора увеличена на 200 мм (2080 мм), что позволяет устанавливать башмаки гусеницы шириной 560 или 690 мм. Длина опорной поверхности на грунт увеличена до 3182 мм за счет установки тележек гусениц с семью опорными катками на подшипниках скольжения. При увеличении колеи до 2280 мм на этой же базе может изготовляться модель высокой проходимости (болотоходная) с башмаками до 900 мм. На этот трактор устанавливается 6-цилиндровый V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-236Б-4, размерностью 130х140 мм с номинальной мощностью 230 л.с. при 1800 об/мин. Двигатель оснащен турбонаддувом и жидкостно-масляным теплообменником для охлаждения масла. Удельный расход топлива не более 162 г/л.с.ч, а относительный расход масла на угар 0,5% от расхода топлива. Двигатель установлен на раме трактора на амортизаторах. Вентилятор «толкающего» типа обеспечивает необходимый температурный режим охлаждающей жидкости двигателя и масла трансмиссии за счет «обратного» потока воздуха, в результате чего уменьшается засоряемость радиаторов и тепловая нагрузка на кабину в летнее время года. При необходимости, в холодное время года может быть установлена крыльчатка вентилятора прямого потока.
Двигатель ЯМЗ-236Б-4
Мощность:номинальнаяэксплуатационная | 169.1кВт (230 л.с)158.1кВт (215 л.с) |
Диаметр цилиндра | 130 мм |
Ход поршня | 140 мм |
Рабочий объём | 11.15л |
Обороты коленвала | 1800 об/мин |
Масса | 980 кг |
Пуск | Электростартерный |
Воздухоочиститель | Двухступенчатый с бумажным фильтрующим элементом 238Н-1109080 во второй степе ни и предохранительной сеткой |
Бульдозер Б-12.6020-1Е
Управление
Механизмы поворотаПостоянно замкнутые бортовые фрикционы и ленточные тормоза с элементами трения высокой износостойкости, сервированные по усилию
Ходовая часть
Тележки гусеницС подшипниковыми опорами под вынесенную ось прокачки и устройством крепления поперечной балки. Семь опорных катков и направляющие колеса на подшипниках скольжения с уплотнениями типа Duo Cone. По два консольных поддерживающих катка с таким же уплотнением | |
Длина опорной поверхности | |
Колея | 2080 мм |
Ширина гусеницы | 560 или 690 мм |
Давление на грунт (БРА), Мпа, с: | |
— полусферическим отвалом | 0.087/0.070 |
— прямым отвалом | 0.084/0.068 |
Гидросистема
Тип | Гидравлическая раздельно-агрегатная |
Гидронасос — Шестеренного типа НШ-100А-3Л, производительностью 180 л/ при оборотах 1823 об/мин с давлением 20 Мпа |
Заправочные объёмы
Охлаждающая жидкость | 60 л |
Топливный бак | 360 л |
Картер двигателя | 31 л |
Трансмиссия | 90 л |
Бортовой редуктор(каждый) | 8 л |
Гидробак | 90 л |
Ряд основных параметров трактора и навесного оборудования представлены на габаритной схеме и в таблице.
Основные параметры бульдозера Б12 и навесного оборудования
Показатель | Бульдозерное оборудование с полусферическим отвалом (Е) | Бульдозерное оборудование с прямым отвалом (В) |
Ширина отвала А, мм | 3730 | 3700 |
Высота отвала В, мм | 1500 | 1345 |
Объем призмы волочения, куб.м. | 7,5 | 4,75 |
Максимальный подъем D, мм | 1190 | 1240 |
Максимальное заглубление N, мм | 550 | 520 |
Максимальный перекос К(К’), мм (град) | 648 (10) | |
Масса бульдозерного оборудования, кг | 3100 | 2850 |
Трехзубый рыхлитель (Р) | Однозубый рыхлитель (Н) | |
Максимальное заглубление Н, мм | 500 | 650 |
Максимальный подъем зуба над опорной поверхностью Q, мм | 715 | 780 |
Количество установок зуба по высоте | 2 | 3 |
Масса рыхлительного оборудования, кг | 2190 | 1550 |
. | ||
Длина трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием, Р, мм | 7490 | 7148 |
Масса эксплуатационная, кг: | ||
— трактора | 18960 | |
— трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием | 24520 | 23630 |
Габаритная схема бульдозера Б-12
Бульдозер Б-12.6020-1Е
Бульдозеры Б-12 оборудуются реверсивной гидромеханической трансмиссией (ГМТ), обеспечивающей три передачи вперед (максимальная скорость движения по передачам 3,42; 6,07 и 9,57 км/час) и три назад (максимальная скорость движения 4,25; 7,54 и 11,87 км/час). Трехколесный гидротрансформатор с активным диаметром 410 мм и повышенным до 2,95 (против 2,2 у трактора с двигателем Д-180) коэффициентом трансформации скомпонован в едином корпусе с редуктором, обеспечивающим привод гидронасосов систем трактора, а также возможность независимого отбора мощности на различные агрегаты (например, тяговые лебедки).
Планетарная пятирядная коробка передач соединена карданом с ведомым валом гидротрансформатора и крепится на передней стенке корпуса бортовых фрикционов. Конструкция планетарной коробки передач в основном идентична применяемой на бульдозеры типа Б-10.
Применение силовой установки с двигателем ЯМЗ и новым гидротрансформатором широко опробована на промышленных партиях тракторов типа Б-10М.
Теоретическая (расчетная) характеристика трактора представлена на рисунке. Совмещение характеристик элементов моторно-силовой установки выполнено таким образом, что увеличенные тяговые усилия трактора при необходимых значениях скоростей движения на рабочем ходе при бульдозерно-рыхлительных работах могут выполняться на первой передаче с высоким значением коэффициента полезного действия (КПД гидротрансформатора не менее 0,8).
Автоматическая приспособляемость силовой передачи к внешним нагрузкам в широком диапазоне их значений освобождает оператора от необходимости переключения передач в период рабочего хода агрегата, который в большинстве случаев выполняется на I передаче. Это в сочетании с сервированным управлением трактором и навесными орудиями существенно облегчает условия труда оператора и обеспечивает увеличение производительности агрегата. Балансирная балка шарнирно соединена с тележками, связывая их в единую систему, что повышает надежность составных частей, а также осей качания тележек.
Повышена надежность бортовых редукторов. Прокачка тележек относительно осей, вынесенных из зоны бортовых редукторов, дало возможность убрать раскосы тележек, обеспечить лёгкий монтаж-демонтаж бортредуктора, исключает передачу на них нагрузок от навесного оборудования при копании и перемещении грунта, увеличивая надежность этих важнейших узлов трансмиссии.
Бортовые редукторы выполненны в виде самостоятельного узла (модуля), позволяющего устанавливать его целиком на раму трактора. Это двухступенчатые механизмы: первая ступень — цилиндрическая пара шестерен, вторая — планетарный ряд. Повышенное до 19,63 передаточное число бортредукторов (у Б-10 — 14,79) позволяет обеспечить увеличение тягового усилия при значительном уменьшении нагрузок, действующих на все элементы силовой передачи (в т. числе бортовые фрикционы и тормоза, коническая передача и др.). Ведущие колеса с секторами, замена которых при износе не требует разборки трактора. Уплотнение узла обеспечивается самоподжимными шайбами типа Duo Cone (такого же типа уплотнения используются и в катках и натяжных колесах ходовой системы).
Большое количество мероприятий, направленных на обеспечение высокой надежности машины, реализовано практически во всех узлах и системах трактора.
Усовершенствованная кабина с аварийно-вентиляционным люком в соответствии с современными тенденциями обеспечения комфортными условиями работы оператора, целью которых является достижение максимальной работоспособности с минимальной усталостью. Посадка оператора — удобная, с обеспечением безопасности за счёт установки Rops/Fops и ремня безопасности, ввода удобно расположенных минимума рычагов управления с сервированием по усилию, содержание вредных веществ в кабине доведены до требуемых ГОСТом норм, обеспечиваемых за счёт установки двигателя и кабины на амортизаторы, её герметичности, ввода вентилятора отопителя, кондиционера, теплошумоизолирующего коврика и панелей интерьера термошумоизоляцией создает комфортные условия работы оператора.
Тракторы оснащаются двумя типами бульдозерного оборудования: полусферическим отвалом (Е) и прямым (В). Устанавливаются также два типа рыхлителей: трехзубый (Р) и однозубый (Н).
Проведенные лабораторно-полевые испытания партии бульдозеров Б12 выявили существенную эффективность новых машин на разработке и перемещении различных видов грунта.